A

(а ля згонд, франц., во II позицию), поза классического танца: нога через II позицию поднята в сторону на 90 или выше.

адажио (итал. - медленно, спокойно), 1) обозначение медленного темпа. 2) Танцевальная композиция преимущественно лирического характера. Широко вводится в балетные спектакли (дуэт с использованием поддержек) и в хореографические миниатюры. 3) Основаная часть сложных классических танцевальных форм (pas de deux, grand pas, pas d'action и др.), исполняемая в медленном темпе (Adagio Одетты и Зигфрида во 2-м акте "Лебединого озера"). 4) Комплекс движений в exercice, основанный на различных формах releves и developpes. Исполняется у палки и на середине зала. Вырабатывает устойчивость, умение гармонично сочетать движения ног, рук, корпуса. Композиция adagio может быть и простой, и сложной. Развёрнутое adagio на середине зала допускает включение всех pas классич. танца - от port de bras до прыжков и вращений.

(аллегро, итал. - весёлый, радостный), 1) быстрый, оживлённый музыкальный темп. 2) Часть урока классического танца, состоящая из прыжков. Особое значение allegro как урока подчёркивала А. Я. Ваганова. 3) Классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике. Все виртуозные танцы (entrees, вариации, coda, ансамбли) сочинены в темпе allegro.

Allonge

(аллонже, франц. - удлинённый, продлённый, вытянутый), 1) приём классического танца, основанный на распрямлении закруглённых позиций рук (см. Preparation). 2) Поза классического танца: поднятая назад нога выпрямлена в колене (arabesque), соответствующая рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закруглённых позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повёрнуты наружу, что придаёт позе "летящий" характер. 3) Одно из названий arabesque.

Aplomb

(апломб, франц. - равновесие, самоуверенность), 1) уверенная, свободная манера исполнения. 2) Умение сохранять в равновесии все части тела. Термин восходит к приёмам виртуозной техники 18 в. Делать "апломбы" (faire des aplombs) значило останавливаться в равновесии на полупальцах в продолжение нескольких тактов. В 1-й трети 19 в. романтические танцовщицы одухотворяли приём: стремясь придать позам воздушность, они поднимались на кончики пальцев.

(арабеск, франц. букв. - арабский), одна из основных поз классического танца, отличие которой - поднятая назад нога с вытянутым (а не согнутым, как в позе attitude) коленом. В русской школе классического танца приняты четыре вида arabesque. I и II arabesque - ноги в положении efface.

В I arabesque - рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперёд, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз, корпус слегка наклонён, но спина вогнута (это относится и к др. видам arabesque). Во II arabesque - вперёд направлена рука, соответствующая поднятой ноге, др. отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины.

Голова повёрнута к зрителям. III и IV arabesque - ноги в положении croise. В III arabesque - соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. В IV arabesque - впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развёрнут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Аrabesque исполня ется на вытянутой ноге, в plie. im полупальцах, на пуантах, в прыж ке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечет за собой преображение выразитель ной сути arabesque.

Arrondi

(аррондй, франц. - округлённый, закруглённый), обозначение округлого положения рук (от плеча до пальцев) в классическом танце, в отличие от положения allonge. По принципу arrondi определены основных позиций рук: мягко (кругло) согнутые локти, запястья, кисти.

Assemble

(ассамбле, франц. - собранный), в классич. танце прыжок с выбрасыванием ноги вперёд, в сторону и назад под углом 45 (petit A.) и 90 (grand А.). Осн. отличием assemble является соединение (собирание) в воздухе ног в V позицию. Прыжок заканчивается на две ноги в той же позиции. assemble исполняется на месте и с продвижением в сторону броска ноги в положениях en face, croise, efface, ecarte. Существуют также др. формы assemble: двойное (double), с заноской (battu), с поворотом (en tournant).

Attitude

(аттитюд, франц. - поза, положение), одна из основных поз классического танца, главная особенность которой - согнутое колено поднятой назад ноги. В attitude основная линия образуется из опорной ноги, корпуса и рук в III позиции. Главные виды attitude - attitude effacee и attitude croisee.

В позе attitude effacee поднятая нога открыта, мягко развёрнута. Соответствующая ей рука находится в III позиции. Голова повёр нута к поднятой руке. В позе attitude croisee закрытой, состоящей и перекрещивающихся линий, корпус заслоняет поднятую ногу, позволяя видеть лишь её носок. Для attitude возможны разнообразные изменения, что обогащает средства сценич. выразительности.

Для attitude характерен перегиб, т. к. согнутая в колене нога позволяет корпусу сильно перегнуться. Attitude в самых различных формах часто является хореографич. лейтмотивом (например, строгие классические attitude, авроры, балетм. М. И. Петипа, или острые акробатические attitude - Хозяйки Медной горы, балетм. Ю. Н. Григорович).

B

Balance

(балансе, франц., balancer - раскачивать, качаться, колебаться), танцевальное движение, в котором переступания с ноги на ногу, чередующиеся demi-plie и подъёмом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса, головы и рук из стороны в сторону, что создаёт впечатление мерного покачивания.

В exercice имеются другие виды balance : battement jete balance - быстрое, короткое качание (вниз-вверх) вытянутой ноги или быстрое отведение её на V или '/ круга, с возвращением в прежнее положение: grand battement jete balance, при исполнении которого после grand battement jete вперёд с отклонением корпуса назад нога проходит через I позицию и выбрасывается назад с наклоном корпуса вперёд. На середине зала grand battement jete balance исполняется и в сторону, поочерёдно одной и другой ногой по I или V позиции.

Ballon

(баллон, франц., букв. - воздушный шар, мяч) - составная часть элевации. В балетном искусстве 19 в. - способность эластично - подобно мячу, отталкиваться от пола перед высокими прыжками. В 20 в. - способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохраняя позу.

Ballonne

(баллонне, франц. букв. -раздутый, вздутый), прыжок на одной ноге или вскок на чальцы с продвижением за работающей ногой, которая, вытягиваясь во время прыжка или скока, снова возвращаете: в положение sur le cou-de-pied в момент опускания опорной ноги в demi-plie.

Ballotte

баллотте, франц., от ballotter - качать, качаться), прыжок с продвижением вперёд или назад, во время к-рого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперёд и назад), другая опускается на пол в demi-plie.

Корпус отклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении (pas В. в 1-м акте балета "Жизель"). Принцип отклонения корпуса лежит и в основе battements developpes ballotte (начало вариации Раймонды в сцене "Сна").

Battements

(батман, франц. - биения), группа движений работающей ноги. Классический танец располагает множеством форм battements - от простейших (tendus) до сложных, многосоставных. Каждое pas непременно содержит элемент battements, поэтому в exercice им придаётся большое значение.

Упражнения в battements преследуют эстетич. и тренировочные цели, вырабатывают определ. умения: вытягивать ноги в прямые линии, отчётливо исполнять разл. эволюции (от резкого броска ноги и плавного её поднятия до обратного опускания или сгибания).

Batteries

(батрй, франц., от battre - бить), прыжковые движения, орнаментированные заносками, т. е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка раздвинуты в стороны). Делятся на: battu, entrechat и brise. Подготовкой к освоению заносок служат battements tendus pour batteries (см. Battements).

Battus

(баттю, франц., от battre - бить), 1) battus, прыжковые движения, усложнённые ударом, или неск. ударами одной ноги о другую. Например, echappe battus, assemble battus, jete battus и др. 2) Battements battus, ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги - по щиколотке опорной сзади. При ударах, в отличие от battements frappe, колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements battus исполняется на efface вперёд и назад.

Bourree

pas de bourree (бурре, па-де-бурре, франц., от bourrerнабивать, пичкать), мелкие танц. шаги, чеканные или слитные, исполняются с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом. Осн. учебная форма - simple (en dehors и en dedans), представляет собой перекрёстное переступание с ноги на ногу с продвижением в сторону. Первые два шага исполняются на полупальцах или пальцах с переменой ног и опусканием на demi-plie на 3-ю долю.

Во время пере-ступания работающая нога отчётливо поднимается sur le cou-de-pied. Pas de bourree suivi (беспрерывный, связный) - отличается равномерностью мелких переступа-ний в I или V позициях с продвижением во всех направлениях.

Brise

(бризе, франц. -ломаный, разбитый), прыжок, во время исполнения нога из V позиции сзади (спереди) выносится вперёд (назад), давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную и возвращается в прежнее положение. Вrise dessus-dessous оканчивается на вынесенную вперед или назад ногу, причём другая приводится sur le cou-de-pied и начинает движение в обратном направлении: brise dessus исполняется с продвижением вперёд, brise dessous - назад.

C

Cabriole

(кабриоль, франц. - прыжок), один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Исполняется во всех позах на 45 и 90. Как правило, подходом к cabriole служат шаги: pas glissade, pas coupe, pas failli, прыжки sissonne tombee, sissonne ouverte и др. Существует cabriole fermee, cabriole tombee, cabriole fouettee.

Changement de pied

(шанж-ман де пье, франц. - перемена ног), прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit changement de pied) и большом прыжке (grand changement de pied) и с поворотом в воздухе (tour en l'air).

Chasse

pas (шассе, франц., от chasser - охотиться, гнаться за). Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в V позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также служить вспомогательным, связующим pas для выполнения больших прыжков.

Coda

(кода, итал., от лат. cauda-хвост), 1) заключительная часть многих танцевальных форм, преимущественно виртуозного характера, следующая за вариациями. 2) Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец (например, последние акты "Спящей красавицы").

Coure

pas coupe (купе, франц., от coup - толчок, удар), вспомогательное движение перед прыжком или другим pas (быстрая подмена одной ноги другой, даёт толчок к исполнению следующего движения).

Couru

pas couru (курю, франц., от courir - бежать), вспомогательное движение - танцевальный бег. Используется для связи отдельных частей танца, как разбег перед прыжком (на пальцах - бег в невыворотном положении).

Croise

(круазе, франц., букв. - скрещённый), одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение croise достигается поворотом корпуса на V y круга из V позиции en face в направлении en dedans.

D

Danse d'action

действенный танец — танец, воплощающий развитие действия балетного спектакля. В 18-19 вв. носил название pas d'action, в отличие от канонических форм pas de deux, pas d'ensemble и др. Например, танец Ганса с вилисами во 2-м акте "Жизели", сцена Авроры, Дезире и феи Сирени с нереидами во 2-м акте "Спящей красавицы".

Действенный танец в качестве основы балетного спектакля утверждали Ж. Новер и Ш. Дидло, сближая его с пантомимой. В кон. 19-нач. 20 вв. понятие действенного танца приобрело более широкое значение, оно стало охватывать все разновидности танца, развивающего действие, в отличие от дивертисментного танца (см. Дивертисмент), выражающего не действие, а состояние, и пантомимы, раскрывающей действие, но нетанцевальными средствами.

Действенный танец - главное выразительное средство сюжетного балета, бессюжетный балет не имеет действенного танца. В русском балете в 1920-40-е гг. были созданы выдающиеся образцы действенного танца (массовые народно-танцевальные сцены в спектаклях В. И. Вайнонена, "диалоги" гл. действующих лиц в постановке Р. В. Захарова "Бахчисарайский фонтан", сцена смерти Меркуцио в постановке Л. М. Лавровского "Ромео и Джульетта"), но порой повышение роли действенного танца принимало упрощённый характер, что было связано с отказом от развитых форм ансамблевого и симфонического танца. В 1960-80-е гг. в балете произошло соединение действенного танца со сложными формами симфонического танца.

Драматургия балетного спектакля строится на основе крупных танцевальных сцен (воплощающих этапные, узловые моменты развития действия), каждая из которых представляет собой симфонически разработанный действенный танец (в 1-м акте "Спартака": нашествие - страдания рабов - развлечения пирующего Красса - призыв к восстанию; балетм. Ю. Н. Григорович). Действенный танец получил развитие также в постановках балетов на симфоническую музыку ("Ленинградская симфония", балетмейстер И. Д. Бельский).

Degage

(дегаже, франц., букв. - извлечённый, высвобожденный), отведение ноги на нужную высоту по принципу battements tendus для последующего перехода на неё.

Demi

(деми, франц. - полу-, наполовину), термин указывает на исполнение только половины движения. Например, demi -plie - полуприседание; demi -pointe - полупальцы; demi -rond - 'Л, круга и др.

Demi-plie releve

(деми плие релеве, франц., от demi-plie - полусогнутый, releve - поднятый), термин объединяет два движения в неразрывное целое; полуприседание и последующий подъём на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и мн. др. движения.

Dessus-dessous

(дессю дессу - под-над, или сверху-снизу), см. Bourree, Brise.

Developpe

(девлоппе, франц., букв. - развитой, развёрнутый), движение, разновидность battements. Работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге, поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты, опускается в V позицию. Существуют сложные формы: developpe passe (проходящее) - после developpe нога сгибается, носок подводится к колену, не касаясь его, и снова вытягивается в нужном направлении; developpe ballotte (качающееся) - поднятая нога резким движением чуть опускается и снова возвращается в прежнее положение или отводится в сторону на V-, или 1/ круга и приводится в ту же позицию; developpe tombe (падающее) - поднятая нога, как бы перешагивая через преграду, падает на пол, увлекая за собой корпус, опорная с оттянутым носком упирается в пол или поднимается.

Double

(дубль, франц. - двойной), термин указывает на двойное исполнение pas. Например, в developpe battement tendu после выдвижения ноги пятка опускается во II или IV позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя battement tendu. Battement double frappe имеет двойной перенос работающей ноги sur le cou-de-pied вперёд и назад. Double assemble исполняется дважды с одной ноги и т. д.

E

Ecarte

(экарте, франц., от ecarter - раздвигать), поза классич. танца, в к-рой тело танцовщика развёрнуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонён от поднятой ноги; рука, соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II; голова повёрнута в направлении этой ноги (ecarte вперёд) или от неё (ecarte назад)

Echappe

pas (эшаппе, франц., от echapper - ускользать, вырываться), движение состоит из двух прыжков, во время к-рых ноги переводятся из закрытой позиции (I или V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке - petit echappe и grand echappe, а также с заноской - echappe battu. По такому же принципу исполняется pas echappe на пальцах - из закрытой позиции делается releve на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию.

Efface

(эффасе, франц., от effacer - сглаживать); одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развёрнутым характером позы, движения. Положение efface достигается поворотом корпуса на полкруга из V позиции en face в направлении en dehors.

Emboite

(амбуате, франц., от emboiter le pas - идти следом), 1) последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant с каждым переходом по полкруга, без demi-plie. 2) Прыжки emboite - поочерёдное выбрасывание согнутых в коленях ног вперёд или назад на 45 (petit emboite) или 90 (grand emboite) с продвижением за носком поднятой ноги. Еmboite en tournant с прыжком по схеме повторяет emboite на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга.

En dedans

(ан дедан, франц. - внутрь), 1) "закрытое" положение ног: носки и колени сведены (М. М. Фокин на пластике en dedans построил партию Петрушки). 2) Направление движения работающей ноги: назад - в сторону - вперёд, т. е. внутрь, к опорной ноге. 3) Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.

En dehors

(ан деор, франц. - наружу), 1) осн. положение ног, принятое в классическом танце, - развёрнутое, открытое (см. Выворотность). 2) Направление движения работающей ноги по окружности: вперёд - в сторону - назад, т. ч. от опорной ноги. 3) Вращение, направленное от опорной ноги наружу.

En face

(ан фас, франц. - напротив, в лицо), фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу, строго вертикально и без epaulement.

En l'air

(ан л'эр, франц. - в воздухе), обозначение pas, исполняемого в воздухе, в отличие от движения par terre - на земле. Например, rond de jambe en l'air, tour en l'air.

En tournant

(ан турнан, франц. - в повороте), обозначение поворота во время исполнения pas на полкруга, целый круг и т. д. Например, battement tendu en tournant, pas de bourree en tournant, jete en tournant, assemble en tournant, saut de basque en tournant.

Enchainement

(аншенман, франц. - соединение, связь), ряд комбинированных движений и положений танцовщика (танцовщицы), составляющих танцевальную фразу.

Entrechat

антраша (франц., от итал. intrecciato - переплётный, скрещённый), вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются. Entrechat демонстрирует техническую виртуозность и элевацию исполнителя.

Блестящие entrechat зависят от чёткости при открывании и скрещивании сильно вытянутых ног, при минимально возможной высоте прыжка. Кол-во коротких линий, которые производят ноги при entrechat, определяет название прыжка: entrechat trois, entrechat quatre, entrechat cinq, entrechat six. Прыжок заканчивается при чётном счёте (entrechat royal quatre, six, huit) в V позицию, при нечётном (entrechat trois, cinq, sept) - на одну ногу, в то время как другая приводится sur le coude-pied.

Entree

(антре, франц. - вход), 1) танц. выход на сцену одного или нескольких исполнителей. 2) Первая часть развёрнутых классических танцвальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d'action и др.), часто выполняющая роль экспозиции. (entree в акте "Тени" в "Баядерке" - хореографическая экспозиция всего классического ансамбля; entree Авроры в 1-м действии - экспозиция характера, так же, как и первое entree Раймонды.)

Epaulement

(эпольман, франц., от epaule - плечо), определ. положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. Epaulement croise и epaulement efface являются исходным положением при образовании основных поз классического танца

Exercice

(экзерсис, франц. - упражнение), первая часть урока классического танца - упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих exercice, слагаются разнообразные формы классическго танца.

F

Failli

pas (файй, франц., от faillir - слабеть), прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через I и IV позиции и на неё переносится центр тяжести. Для failli характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы.

Прыжок начинается в epaulement croise, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении efface, a завершается прыжок в epaulement croise с др. ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают failli лёгкость и красоту. Failli может быть самостоятельным pas и служить подходом для больших прыжков (например, grand pas assemble, grand ras jete).

Flic-flac

(флик-фляк, франц. - шлёп-шлёп или хлоп-хлоп), движение, развивающее ловкость, поворотливость. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене на 45, лёгким прикосновением подушечки стопы проходит позади опорной стопы, приоткрывается на II позицию, затем таким же образом проходит впереди опорной стопы и открывается в сторону (вперёд или назад). Может начинаться из положения ноги, открытой на 90, и заканчиваться в большой позе. Исполняется en face и с поворотом

Fondu

(фондю, от fondre - таять), определение мягкого, эластичного plie в различных движениях (battement fondu, sissonne fondue).

Fouette

(фуэте, франц., от fouetter - хлестать). Термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающий движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Fouette на 45 - виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, её носок сзади переводится вперёд, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на demi-plie. Динамичное вращение fouette часто становится кульминацией в развёрнутых классических танцевальных формах. Например, в "Лебедином озере", "Дон Кихоте", "Легенде о любви". Др. формы fouette усложняются прихотливой сменой ракурсов, подъёмом ноги на 90, исполняются с sautes и cabrioles. Grand fouette - одна из разновидностей fouette, более развитая форма. Так, в grand fouette со сменой epaule-ment полусогнутая нога, поднятая на 45 вперёд (назад), из положения efface вытягивается, поднимается на 90 и через a la seconde проводится в attitude effacee (efface - вперёд). Grand fouette en tournant начинается с grand battement jete на II позицию на 90, затем через demi-plie по I позиции нога резко забрасывается вперёд (назад) в точку 6 с поворотом корпуса en dedans (en dehors). Движение заканчивается в 3 arabesque croisee вперёд. Grand fouette исполняются на полупальцах и пальцах.

Frappe

(фраппе, франц., от frapper - ударять), движение, относящееся к группе battements со сгибанием ноги в колене. С вытянутого положения носком в пол или немного ниже 45 работающая нога приводится с ударом стопой к опорной ноге на положение sur le cou-de-pied (вперёд или назад), затем резко открывается в сторону (вперёд или назад).

G

(гаргуйад, франц., от gargouiller - булькать), или rond de jambe double, небольшой прыжок танцовщицы, во время которого исполняется rond de jambe en l'air (на 45) сначала одной ногой, затем другой. Исходная и заключительная позиция - V. Существуют разновидности en dehors и en dedans. В современном сценическом танце встречается редко. Используется для развития быстроты, ловкости и слитности движений. Gargouillade исполняется в pas de trois в 3-м акте "Корсара" в постановке М. И. Петипа.

pas (глиссад, франц. - скольжение), маленький прыжок из V позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в V позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различных pas, a также может служить толчком для др. прыжков.

Glisse

pas (глиссе, франц., от glisser - скользить), шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV или переходит tombe на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, - одно из самых красивых и выразит, движений классического танца. Использовано в танце вилис ("Жизель"), лебедей ("Лебединое озеро").

Grand

(гран, франц. - большой), обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, grand plie - глубокое приседание; grand battement jete - бросок ноги на возможно большую высоту; grand fouette - самая развитая форма fouette; grand changement - большой прыжок. Grand pas - многочастная, сложная танцевльно-музыкальная форма и др.

Grand fouette

(гран фуэте, франц.), развитая форма fouette, в которой нога поднимается на 90. Разновидности grand fouette, сохраняя образность fouette, значительно от него отличаются. Существует форма grand fouette со сменой epaulement, когда нога из положения efface спереди снизу проводится вверх назад в то же положение. Другое grand fouette (en tournant) начинается a la seconde и заканчивается в 3-м arabesque. grand fouette исполняется en dehors и en dedans.

Grand pas

(гран па, франц., букв. - большой шаг, большой танец), сложная многочастная танцевально-музыкальная форма, зародившаяся в эпоху романтизма и получившая завершение в творчестве М. И. Петипа. Построение grand pas подобно сонатной форме в музыке: entree (экспозиция), adagio и вариации (разработки) и затем coda.

В grand pas хореография обобщённо-поэтически выражает внутреннее содержание балета. Танцевальные темы симфонически развиваются, переплетаются, противоборствуют и т. д. Таковы grand pas в "Баядерке", "Раймонде", "Лаурен-сии". Исполняется совместно солистами, корифеями, кордебалетом. Некоторые grand pas носят действенный характер, как во 2-м действии балета "Жизель".

J

Jete

(жете, франц., от jeter - бросать, кидать), термин относится к движениям, исполняемым броском ноги. 1) Battement tendu jete - отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45, grand battement tendu jete - броском ноги на 90 и выше. 2) jete - прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков jete многообразна по форме и широко используется в сценич. танце. Особенно выразительны и эффектны grand jete, jete entrelace, grand jete en tournant и др. Образование формы grand jete pas de chat в совр. балете вызвано героизацией танца.

Jete entrelace

(букв - пере плётный прыжок), вид перекидного jete - прыжка с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочерёдно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь, при этом одна нога забрасывается вперёд, а другая, после полуоборота в воздухе, - назад, за себя. Jete entrelace возможно с заноской, а также двойное, с приземлением в arabesque или IV позицию.

L

Lent

(лан, франц. - медленный), термин, определяющий медленное исполнение pas. Например, tour lent, releve lent

P

Pas

(па, франц. - шаг), танц. форма. 1) Обозначение одного из видов танц. шагов (pas de bourree, pas glisse, pas balance и др.). 2) Отд. выразит, движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца pas de chat, pas de poisson и др.). 3) Многочастная форма классического балета - grand pas, pas d'action, pas de deux, pas de trois.

Pas d'action

(па д'аксьон, франц., букв. - действенный танец, от pas - шаг, танец и action - действие), сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно складывалась форма pas d'action, состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и общей коды. Форма pas d'action выкристаллизовалась в балетах М. И. Петипа ("Спящая красавица", "Раймонда", "Баядерка"), где развёрнутый танец в узловых моментах действия выражал сокровенные чувства героев.

Pas d'ensemble

(па д'ансамбль, франц., от ensemble - вместе), танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов (см. Ансамбль). В современной терминологии употребляется редко.

Pas de basque

(па де баск, франц., букв. - шаг баска), прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через I позицию проводится вперёд и ноги соединяются в V позицию с проскальзыванием вперёд. Так же исполняются pas de basque назад. Grand pas de basque делается на большом прыжке с высоким броском ног.

Pas de chat

(па де ша, франц., букв. - шаг кошки), прыжковое движение, имитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается (может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд). Руки занимают самые различные положения. Разновидности pas de chat - petits (малые) и grands (большие).

Pas de ciseaux

(па де сизо, франц., от ciseaux - ножницы), прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится в arabesque.

Pas de deux

па де дё, франц., букв. - танец вдвоём), балетная форма. Начала складываться в 19 в., эпоху романтизма, и была связана с появлением новых сценических героев, раскрытие образов которых требовало более усложнённой техники. Одно из pas de deux такого типа сочинил Ж. Перро в балете "Жизель" (1841). Окончательно структура pas de deux - entree, adagio, вариация (соло) танцовщика, вариация (соло) танцовщицы и кода - сформировалась во 2-й пол. 19 в. В России классические образцы pas de deux создал М. И. Петипа ("Лебединое озеро", "Спящая красавица").

Pas de poisson

(па де пуасон, франц., от poisson - рыба), прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.). Другое название - jete passe.

Pas de trois

(па де труа, франц., букв. - танец втроём), одна из разновидностей классического ансамбля, включающая трёх участников. Как и другие формы ансамбля, pas de trois имеет каноническую структуру: вступление (entree), adagio, вариации каждого из участников, общая кода (coda). Однако в отличие от pas de deux, несущего в основном действенные драматургические функции, pas de trois, как правило, в балетах 19 в. имело дивертисментный (вставной) характер. В нём обрисовывались преимущественно не главные герои, а их друзья и окружение, среда действия, эмоциональная атмосфера и др. ("Пахита", балетм. М. И. Петипа; "Океан и две жемчужины" в "Коньке-Горбунке", pas de trois из 1-го акта "Лебединого озера" - оба балетм. А. А. Горский).

Стремясь к усилению действенности хореографии, современные отечественные балетмейстеры при постановке классических спектаклей порой вводят pas de trois главных героев ("Лебединое озеро", балетм. Ю. И. Григорович). В современном балете каноническая форма pas de trois почти не встречается (в форме pas de trois балетм. В. И. Вайнонен пост. "Танец пастушков" в "Щелкунчике", 1934), но популярна в жанре хореографической миниатюры (Па де труа на музыку разных композиторов, балетм. Л. В. Якобсон, Па де труа на муз. Б. Бриттена, балетм. А. М. Полубенцев). Обычно же танцевальное трио строятся более свободно, в зависимости от характера действия (Данила, Катерина, Хозяйка Медной горы - "Каменный цветок" в пост. Григоровича).

Pas marche

(па марше, франц., от marcher - ходить), танц. шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.

Pas soubresaut

(па субресо, франц., от soubresaut - резкий скачок), прыжок с двух ног на две с большим отлётом из V позиции в V. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад.

Passe

(пассе, франц., от passer- проходить), путь работающей ноги при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через I позицию - passe par terre.

Petit

(пти, франц. - маленький), термин, применяемый для обозначения малых движений.

Pirouette

(пируэт), старинный термин, обозначавший разновидность вращений. Сейчас употребляется только в мужском танце. В женском все виды вращений носят название tours.

Plie

(плие, франц. от plier - сгибать), приседание на двух или одной ноге: a) grand plie - сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола; б) demi plie - не отрывая пяток от пола.

Port de bras

(пор-де-бра, франц., от porter - носить и bras - рука), правильное движение рук в основных позициях (закруглённые - arrondi или удлинённые - allonge) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса (см. Позиции).

Preparation

(препарасьон, франц. - приготовление), подготовит. движения для исполнения battements, ronds de jambe, pirouettes, прыжков и др. сложных движений.

R

Releve

(релеве, франц., от relever - поднимать), 1) подъём на полупальцы, пальцы). 2) Поднимание вытянутой ноги на 90 и выше в разл. направлениях и положениях классического танца.

Renverse

(ранверсе, франц., букв. - опрокинутый), сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в pas de bourree en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется много видов - renverse en dehors, renverse en dedans. Исполняется на полупальцах, пальцах, с прыжком и в plie.

Revoltade

(револьтад, франц., от итал. - rivoltare - переворачивать), прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преим. в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги вперёд на 90, через которую переносится по I позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90. Тело исполнителя во время взлёта принимает почти горизонтальное положение. Revoltade исполняется с поворотом en dedans. Подходом к revoltade служат sissonne tombee, pas failli, pas chasse, за которыми следует короткое pas coupe. Revoltade имеет несколько видов. Исполняется также и с двумя оборотами в воздухе. Л. А. Прокофьева.

Rond de jambe

(рон де жамб, франц. - круг ногой), круговое движение работающей ноги en dehors и en dedans. Имеются разновидности: rond de jambe, выполняемый носком по полу (par terre), на высоте 45 и 90 (en l'air), a также с броском на 90 (grand rond de jambe jete). rond de jambe тренирует подвижность ног в тазобедренном суставе. rond de jambe en l'air - круговое движение нижней части ноги при фиксированном бедре, отведённом в сторону на высоту 45 (или 90), развивает подвижность коленного сустава. rond de jambe en l'air saute исполняется с прыжком.

S

Saut de basque

(со де баск, франц., букв. - прыжок баска), прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе. Выполняется с поворотом тела en dedans на полкруга и одновременным броском ноги в сторону на 90, толчковая нога подводится носком к колену. Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую бросок. saut de basque делается на высоком прыжке. Подходом, вспомогательным движением к нему служит шаг - coupe pas chassee. Saut de basque исполняется также с двумя оборотами в воздухе.

Saute

pas, pas saute, или temps saute (соте, франц., от sauter - прыгать), 1) прыжок с двух ног на две с сохранением первоначальной позиции в воздухе и при приземлении. 2) Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено с прыжком.

Simple

(семпль, франц. - простой), термин указывает, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант. Например, pas de bourree simple

Sissonne

pas (сисон, франц.), группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая множество разновидностей. Sissonne исполняется на среднем и большом прыжке, на месте, с продвижением и с поворотом в воздухе (en tournant). Осн. виды sissonne: simple, fermee, ouverte, tombee, fondue, pas soubresaut.

Soubresaut

см.Pas soubresaut

Suivi

(сюивй, франц., букв. - последовательный, связный), pas de bourree suivi, непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах в V позиции, которые способствуют плавному передвижению по сцене. (На pas de bourree suivi основана миниатюра M. M. Фокина "Умирающий лебедь".)

Sur le cou-de-pied

(сюр ле ку де-пье, франц. - на щиколотке), положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади).

T

Temps leve

тан леве, франц., от lever - поднимать), вертикальный прыжок на одной ноге, в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе. Обычно temps leve повторяется несколько раз.

Temps lie

(тан лие, франц., от lier - связываться, соединять), специальная комбинация движений, вырабатывающая слитность, скоординированность танца, состоит из переходов с ноги на ногу скользящими шагами, которым соответствуют определенные port de bras. Кроме простейшей формы temps lie - par terre (внизу), существуют другие - усложнённые перегибами корпуса с подъёмом ноги на 90, турами (tours).

Tep-a-tep

см. Terre a terre

Tombe

pas (томбе, франц., от tomber - падать), перенесение центра тяжести с опорной ноги в demi-plie (на месте или с продвижением) на открытую ногу в одной из трёх направлений на 45 или 90. Другая нога принимает положение sur le cou-de-pied или вытянута носком в пол, на 45 и 90. Исполняется также с прыжком sis-sonne tombee, который является как самостоятельным, так и связующим, вспомогательным pas для др. прыжковых движений

Tour

(тур, франц. - оборот, поворот), оборот тела вокруг вертикальной оси на 360. Тour по полу (pirouette) или в воздухе (tour en l'air) имеет множество разновидностей. Тour исполняется dehors и en dedans. Тour и pirouettes могут начинаться со II, IV, V позиций и заканчиваться в различных позах. В основном разделяются на малые и большие, первые с одной ногой в положении sur le cou-de-pied или passe, вторые в больших позах - attitude, arabesque, a la seconde

Tour en l'air

(тур ан л эр, франц. - поворот в воздухе), исполняется в основном в мужском танце. Представляет собой grand changement de pied (т. e. прыжок на месте из V позиции в V с переменой ног в воздухе) с поворотом. Исполняется и с двумя поворотами. Может заканчиваться в V позицию, в различные позы.

Tour lent

(тур лан, франц.), медленный поворот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, a la seconde, croisee и effacee вперёд, ecartee. Исполняется на целой стопе, на полупальцах и на demi-plie. Есть вариант tour lent, при котором первоначальная поза меняется на другую во время поворота.

Tours chaines

(тур шене, франц.), следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперёд, в сторону или назад.

Б

Балерина

От итальянского ballerina, от позднелатинского ballo - танцую, танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й половине 19 века, после триумфальных выступлений на сценах различных стран итальянских танцовщиц-виртуозок. В России это звание присуждалось ведущим танцовщицам императорской балетной труппы, с ним было связано получение повышенного оклада и лучших партий, однако не освобождало от выступлений в небольших сольных номерах. Позднее в 20 веке термин стал применяться ко всем артисткам балета.

Балет

(франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую) вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах. Как правило, термин служит для обозначения вида искусства, сложившегося на протяжении 16-19 вв. в Европе и в России и получившего в 20 в. распространение во всём мире.

В ряду другими видами искусств балет принадлежит к зрелищным синтетическим, пространственно-временным видам художественного творчества. Он включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Но все они существуют в балете не сами по себе и не объединяются механически, а подчинены хореографии, являющейся центром их синтеза.

Балетмейстер

(нем. Balletmeister - мастер балета), автор и режиссёр-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен и отдельных танцев. Опираясь на коллизии литературного сценария (либретто), на тематическое развитие и структурные формы музыки, балетмейстер создаёт систему хореографических образов и режиссёрскую композицию сценического действия балета и его хореографический текст, пользуясь выразительными средствами танца и пантомимы.

Практическое воплощение замысла балетмейстера непосредственно связано с танцовщиком-актёром, творческая индивидуальность которого часто отражается на образном решении партии в балетном спектакле и концертном номере. Наряду с сочинением оригинальной хореографии (поэтому его называют также хореографом) балетмейстер возобновляет или реставрирует ранее созданные постановки. Существует также профессия балетмейстера-репетитора, разучивающего и репетирующего с артистами балета хореографию, сочинённую балетмейстером-постановщиком.

Балетоман

(от "балет" и греч. mania - безумие, неистовство), любитель балета, постоянный посетитель балетных спектаклей. Понятие "балетоман" получило несколько ироничный оттенок в силу того, что исключительная привязанность к балету часто носит внехудожественный характер, ограничиваясь интересом к техническому мастерству, к личным достоинствам артистки или артиста.

Однако в 19 в. в России в среде балетоманов складывается и подлинное понимание художественной природы балета, поскольку при регулярном посещении одних и тех же спектаклей возникало углублённое восприятие иск-ва хореографии. Так, из круга балетоманов вышли критики и историки балета (К.А.Скальковский, А.А.Плещеев, Н.М.Безобразов), в трудах которых содержится немало ценных свидетельств о балетном театре.

Бессюжетный балет

вид балета, в котором сюжет как последовательное развёртывание событий отсутствует. На самых ранних этапах (Возрождение, барокко) балет, как правило, не имел сюжета, хотя входил в синтетические сюжетные представления. С обретением самостоятельности балет стал сюжетным, оставаясь таким до начала 20 в. Далее возникли новые формы бессюжетного балета. Значительную роль в их подготовке сыграли симфонические танцевальные картины балетов 19 в. (акт "Тени" в "Баядерке", сцена нереид в "Спящей красавице"). Новый бессюжетный балет возникает в русском театре на путях сближения хореографии с музыкой. Один из первых бессюжетных балетов нового типа - "Шопениана" балетмейстера М.М.Фокина. В этом жанре работали также А.А.Горский, Ф.В.Лопухов, Дж.Баланчин, Л.В.Якобсон и многие современные хореографы.

Д

Дансантность

(франц. dansant - танцевальный, danse - танец), танцевальность, совокупность формальных качеств музыки, делающих её удобной для танца. Дансантность способствует слиянию музыки и танца в единое художественное целое. Дансантность характеризуют: ясность метроритмической организации; подчёркнутая акцентировка сильных долей и опорных моментов в мелодии и аккомпанементе; чёткость применения метроритмических, фактурных, мелодико-интонационных формул различных жанров; замедления и убыстрения движений, соответствующие характеру танца; использование подводящих к опорным точкам пассажей, пауз, предваряющих начало новой хореографической фразы; изящество ритма и связь его с танцевальным движением; квадратность и симметрия композиционной структуры и др.

Дансантность развивалась в балете исторически по мере усиления связи его музыки со специфическими задачами танца. Высокие образы Дансантности можно найти в балетах А.Адана (танцы вилис во 2-м акте "Жизели"), Л.Делиба (пиццикато из "Коппелии"), Ц.Пуни (па де труа "Океан и жемчужины" из "Конька-Горбунка"), Л.Минкуса (акт "Тени" в "Баядерке"), Р.Е.Дриго (дуэт из "Арлекинады"). У композиторов прошлого дансантность нередко применялась внешне и механически. В лучших произведениях балетного искусства она сочетается с глубиной содержания музыки и приобретает оригинальные и развитые формы. П. И. Чайковский соединил дансантность со свойствами симфоничесой музыки. Эта традиция была продолжена А. К. Глазуновым, а также современными композиторами, в балетах которых черты дансантности сохраняются даже в самых развитых симфонических сценах (например, праздник в "Ромео и Джульетте", пир у Красса в "Спартаке").

Действенный танец

танец, воплощающий развитие действия балетного спектакля. В 18-19 вв. носил название pas d'action, в отличие от канонических форм pas de deux, pas d'ensemble и др. Например, танец Ганса с вилисами во 2-м акте "Жизели", сцена Авроры, Дезире и феи Сирени с нереидами во 2-м акте "Спящей красавицы". Действенный танец в качестве основы балетного спектакля утверждали Ж. Новер и Ш. Дидло, сближая его с пантомимой. В кон. 19-нач. 20 вв. понятие действенного танца приобрело более широкое значение, оно стало охватывать все разновидности танца, развивающего действие, в отличие от дивертисментного танца (см. Дивертисмент), выражающего не действие, а состояние, и пантомимы, раскрывающей действие, но нетанцевальными средствами.

Действенный танец - главное выразительное средство сюжетного балета, бессюжетный балет не имеет действенного танца. В русском балете в 1920-40-е гг. были созданы выдающиеся образцы действенного танца (массовые народно-танцевальные сцены в спектаклях В. И. Вайнонена, "диалоги" гл. действующих лиц в постановке Р. В. Захарова "Бахчисарайский фонтан", сцена смерти Меркуцио в постановке Л. М. Лавровского "Ромео и Джульетта"), но порой повышение роли действенного танца принимало упрощённый характер, что было связано с отказом от развитых форм ансамблевого и симфонического танца. В 1960-80-е гг. в балете произошло соединение действенного танца со сложными формами симфонического танца.

Драматургия балетного спектакля строится на основе крупных танцевальных сцен (воплощающих этапные, узловые моменты развития действия), каждая из которых представляет собой симфонически разработанный действенный танец (в 1-м акте "Спартака": нашествие - страдания рабов - развлечения пирующего Красса - призыв к восстанию; балетм. Ю. Н. Григорович). Действенный танец получил развитие также в постановках балетов на симфоническую музыку ("Ленинградская симфония", балетмейстер И. Д. Бельский).

Дивертисмент

(франц. divertissement - увеселение, развлечение), вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного. Истоки такого дивертисмента - в представлениях итальянского Возрождения (14-15 вв.). В России дивертисмент во 2-й половине 18 в. и был наиболее распространён в 1-й четверти 19 в. (балеты-Д. И. М. Аблеца, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова). 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). В 19 в. дивертисмент получил академическую разработку в балетах М. И. Петипа, иногда предваряя трагическую развязку спектакля или венчая благополучный исход событий. Внутри дивертисмента имелись свои кульминации (обычно - развёрнутый ансамбль классического танца, окружённый номерами характерных танцев). Образцы академической формы дивертисмента - во вторых актах "Баядерки" и "Лебединого озера", а также в последнем акте "Спящей красавицы". Формы дивертисментной сюиты сохраняются в некоторых балетах современных композиторов: "Красный мак", "Медный всадник", "Гаянэ", "Спартак", "Семь Красавиц".

Драматический балет

форма хореодрамы, типичная для современного балета 1930-50-х годов. Его отличительные особенности: опора на литературный сценарий при второстепенном значении музыки; наличие чёткой режиссёрской концепции, последовательно развивающегося действия, развивающихся характеров; т. н. "танец в образе". Это означало прежде всего использование оттанцованной пантомимы и драматизированного танца при полном отказе от традиционных классических структур, больших классических ансамблей, а для исполнителей - обязательное окрашивание танца драматической игрой; использование чистого танца лишь там, где это оправдано сюжетом: на празднествах, балах, при изображении на сцене театральных представлений.

В драмбалете преобладали сюжеты, заимствованные из известных литературных произведений (У. Шекспира, А. С. Пушкина, И. В. Гоголя), при интерпретации которых подчёркивались социальные мотивы. Использовались также легендарные, сказочные сюжеты, повествования о народных восстаниях (главным образом в национальных республиках). Неоднократно делались попытки, обычно малоудачные, создать драмбалет на современного сюжета. Главными представителями дивертисмента в России были Р. В. Захаров (в своих трудах заложивший теоретич. основу дивертисмента, как единственной формы балета, соответствующей понятию "соцреализм", боровшийся со всеми, кто возражал против монопольного положения дивертисмента), Л. М. Лавровский, В. П. Бурмейстер, отчасти В. И-Вайнонен.

Лучшие произведения в жанре дивертисмента были созданы в 1930-х - нач. 40-х гг. ("Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта"). К 1950-м гг. жанр стал изживать себя, его малая танцевальность вызывала сопротивление артистов, и хореографы стали насыщать спектакли дивертисментами и сценическими эффектами (например, сцена наводнения в "Медном всаднике"). До 1980-х гг. термин дивертисмент в литературе о балете использовался редко: его заменяли терминами "хореодрама" (более широким понятием) или "балет-пьеса".

Дуэтный танец

(дуэт), парный танец танцовщика и танцовщицы. Может быть частью спектакля или самостоят, номером. В начале развития балетного искусства любой парный танец назывался pas de deux. Около середины 19 в. pas de deux принимает более определённую пятичастную танцевальную форму. Дуэтный танец входит в неё в качестве составной части. Дуэтный танец в большинстве случаев исполняется под музыку adagio. Дуэт двух танцовщиц или двух танцовщиков также может представлять собой "танцевальный диалог" или сцену-дуэт - Марии и Заремы (балетм. Р. В. Захаров) или Отелло и Яго (балетм. В. М. Чабукиани). В 19 в. яркий, технически сложный дуэтный танец получил наибольшее развитие в балетах М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского. Постепенно техника и драматургическое построение дуэтного танца развивались и усложнялись, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы, ставшие составной частью дужтного танца. Дуэты, созданные для концертных программ К. Я. Голейзовским, Л. В. Якобсоном, А. М. Мессерером, выразительны, пронизаны поэзией, обладают красотой пластического рисунка ("Скрябиниана", балетмейстер Голейзовский; "Охотник и птица" на муз. Э. Грига, балетм. Якобсон; "Весенние воды" на муз. С. В. Рахманинова и "Мелодия" на муз. К. В. Глюка - обе балетм. Мессерер)

Л

Либретто

(итал. libretto, букв. - книжечка), изложение сюжета балета в программе спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. Практикуется в музыкальных театрах с начала 17 в. Иногда неправомерно используется как синоним сценария.